Стили в освещении. Барокко
Стиль барокко (от итальянского barocco — «вычурный», «склонный к излишеству», «порочный» или от португальского perola barroca, что означает «жемчужина неправильной формы») — главенствующий в архитектуре и дизайне XVII века. Он относится к классическим дворцовым стилям и отличается чрезвычайным, часто — избыточным — количеством всего: деталей, предметов, цвета.
Родина барокко — Италия, где и были созданы его лучшие образцы. Находки итальянских мастеров развили и преобразили по-своему в Испании, Чехии, Португалии, на юге Германии, там, где католическая церковь имела особенно сильное влияние на общество и культуру.
Первоначальной задачей стиля было показать богатство и, соответственно, мощь церкви католиков. Однако скоро такая нескромная демонстрация роскоши стала обязательной и в мирской аристократической среде: пышность убранства показывала величину состояния, определяла отношение окружения и двора, «притягивала» выгоду.
Потому на убранство дворцов и замков знать подчас тратила последние деньги, влезая в долги и решаясь на преступления. Едва ли не струящееся со стен золото, мириады дорогих «безделушек», драгоценные камни, ткани, сорта дерева — вот что должно было окружать достойного человека.
Главные особенности барокко в сценарии интерьера:
- грандиозность во всём — в размерах, количествах, цене, сложности работы и отделки;
- витиеватость в исполнении любых предметов,однако с преимущественной симметрией как в деталях, так и в оформлении интерьера;
- криволинейность: витые лестницы, арочные перекрытия, выпуклые/вогнутые формы потолков;
- богатая стенная живопись с преобладанием крупных форм и насыщенных цветов;
- изобилие лепнины, резьбы, позолоты, занавесей;
- монументальность в мебели, интерьерных скульптурах, зеркалах, использование архитектурных форм (например — колонн) в украшении помещений;
- множество ваз — напольных и настольных, гобеленов, картин;
- использование дорогих и драгоценных материалов в оформлении — мрамора, золота, серебра, слоновой кости, редких пород деревьев.
Освещение в стиле барокко
Люстры
Стиль барокко стал революционным периодом в истории освещения. Именно тогда были созданы хрустальные люстры и светильники, главное достоинство которых вовсе не в чудесной красоте, а в количестве света. Тёмные залы дворцов и домов знати буквально вспыхнули в сиянии многократно отражённых свечей. Безусловно, революция света стала и революцией интерьеров. Освещённость потребовала большей изысканности, красоты, что тоже стало причиной появления барокко.
Сначала хрустальные подвески и статичные элементы люстр изготавливали из богемского горного хрусталя, а каркасы и оправы — из бронзы с золочением и серебра. Несмотря на благородство материалов, каркасы старались закрыть — задрапировать. Для этого центральную часть закрывали «чашами», «шарами», «вазами». Люстра превращалась в грандиозное сооружение — под стать прочей обстановке.
Ярчайшим примером освещения в стиле барокко служат люстры из Зеркальной галереи Версаля, созданной при Людовике XIV. Опыт оформления галереи открыл художникам и архитекторам один из главных законов интерьера: какой бы ни была роскошной обстановка, она будет проигрывать простой при недостатке освещения и простоте осветительных приборов. Люстра — «точка» в создании совершенного облика пространства, как драгоценное украшение в наряде знатной дамы.
Показная роскошь барокко, оказавшаяся столь «ко двору» в России, нашла в империи не только поклонников, но и достойных мастеров. Сначала российские мастера просто копировали французские образцы и создавали хрустальные люстры с ветвями из замысловато изогнутой бронзы, развешивая на них подвески в виде звёзд, листьев дуба, пирамидок, бусин. Примеры их творчества — люстры в Верхней тронной Павла I в Гатчинском дворце, в Малиновой гостиной (там же).
Позже были созданы собственные образцы, в которых центральная часть пряталась в вазы из цветного стекла, а всю композицию завершали «пучки дождя» — создание этого элемента приписывают архитектору Николаю Львову.
С развитием стиля в Европе, а затем и в России становятся популярны «богемские розы» — широкие люстры с остовом из листового железа, обложенного литым стеклом. Остов украшали подвесками, не допуская значительной высоты изделия.
Светильники
Люстрами украшали большие и торжественные залы, в обычных же комнатах использовали настольные канделябры и подсвечники. Их отливали из бронзы, покрывали позолотой, в домах побогаче — из серебра.
Светильники чаще всего копировали крупные архитектурные формы — колонны, балясины, иногда в их композиции угадывались элементы башен. Своего расцвета светильники достигнут только в следующем веке, когда барокко сменится изящным и возвышенным рококо.
Фотогалерея
- Комментарии
- Вконтакте